26 ноября 2008 года
Высокую оценку на всероссийском форуме
“Модернизация образования” получила презентация промежуточных
результатов КПМО Бурятии
Взмах крыла лайнера цвета морской волны навеял
думы о необычайно теплой московской осени и высоком полете
российской интеллектуальной мысли, три дня господствовавшей в
туристском гостиничном комплексе “Измайлово”. Всероссийский
форум “Модернизация образования” (“Институционализация
инновационных механизмов модернизации образования”) стал частью
истории, частью летописи инновационного образовательного движения
России.
Справка «МК». В этом масштабном всероссийском
мероприятии, организованном и проведенном минобразованием РФ,
федеральным агентством по образованию, Институтом проблем
образовательной политики (ИПОП) “Эврика”, приняли участие около 850
человек (представители властных структур, общественности,
федеральные эксперты, директора образовательных учреждений, лидеры
инновационного движения в образовании, экономисты, юристы,
религиозные деятели). Одной из самых представительных была
делегация Бурятии. В ее состав вошло более 40 человек
(представители гражданского сообщества, педагоги). Статус делегации
нашей республики повысило участие в работе форума заместителя
председателя правительства РБ Баира Бальжирова и депутата
Государственной Думы Владимира Матханова.
Уверенный шаг к переменам
Сегодня, пожалуй, никто не сомневается в
целесообразности подобных широкомасштабных мероприятий в сфере
образования. Тем более, что в недавнем послании президента
Федеральному собранию были затронуты проблемы реформирования
школьного образования. Но зато всегда найдутся скептики, которые не
преминут воспользоваться случаем и заявить, мол, зачем везти в
первопрестольную столько людей. “Все эти расходы, которые
сопровождают участие в подобных мероприятиях, всегда окупаются, —
сказал “МК” депутат Государственной Думы Владимир Матханов. — Я в
этом абсолютно уверен, потому что все участники форума из Бурятии,
усвоив все услышанное и увиденное в Москве и привнеся что-то свое,
посеют разумное и доброе в наших школах, училищах, гимназиях. Все
затраты окупятся сторицей. И никогда не надо жалеть денег, чтобы
увидеть что-то новое, и не нужно вариться в собственном соку, хотя
я знаю, что потенциал педагогического сообщества нашей республики
высок, и Бурятия находится на передовых позициях в инновационных
процессах в сфере образования”.
Прошедший традиционный осенний сбор “эвриканцев”
и учителей-инноваторов подтвердил, что республика у Байкала
уверенно следует в фарватере инновационного движения в образовании
и на самом деле входит в число территорий инноваций в этой
сфере.
Как отметил выступивший на презентации
промежуточных результатов реализации комплексной программы
модернизации в образовании (КПМО) в Бурятии и.о. министра
образования и науки РБ Алдар Дамдинов, в целом в республике сделан
уверенный шаг к качественным переменам в системе образования,
которая призвана выступить в качестве базового элемента прогресса.
По словам Алдара Валерьевича, в реализации КПМО в РБ принимают
участие все 525 образовательных учреждений с 26 филиалами, а
существенный результат второго года реализации КПМО — формирование
позитивного отношения гражданского сообщества к системе
образования.
Справка «МК». В Бурятии в результате введения
новых принципов оплаты труда среднемесячная заработная плата
работников сферы образования повысилась на 25%. В 2008 году из
республиканского бюджета на софинансирование КПМО направлено 110
млн. рублей.
Не иначе как историческим событием назвал ректор
ИПОП “Эврика” Александр Адамский представленный председателем
комитета по социальной политике администрации г. Улан-Удэ Татьяной
Быковой новый и не имеющих аналогов в России проект “Модель
социального партнерства муниципалитета и бизнеса в области
образования как фактор социально-экономического развития города”.
Цель этого поистине прорывного проекта — отработка механизмов
привлечения в сферу образования инвесторов, создание модели
взаимовыгодного социального партнерства муниципалитета и бизнеса в
сфере образования. Для ее достижения в перспективе будет создан
системный образовательный комплекс “Эврика” с правовой формой
негосударственного учреждения. В него войдут детский сад (320
мест), начальная школа (240 мест) и гимназия (420 мест).
Весьма примечательно, что вслед за Татьяной Быковой на
презентации выступил представитель пока еще предполагаемой
компании-инвестора, заместитель гендиректора ООО “Корпорация
“Металлы Восточной Сибири” Баир Цыренов.
На форуме также был представлен проект
“Комплексная оценка эффективности региональной системы образования”
(КОЭРСО), инициированный ИПОП “Эврика” и в сентябре этого года
стартовавший в Бурятии. КОЭРСО — совершенно новый подход к системе
образования, при котором эффективность системы образования могут
оценить со стороны все желающие. “Суть нового проекта — мониторинг
эффективности образования по необразовательному результату, а его
главная задача — доказать, что образование является инвестиционной
сферой. Эта система позволит провести анализ эффективности
затрачиваемых на образование средств, выявить проблемы и причины их
возникновения и принять правильное управленческое решение, —
пояснил Алдар Дамдинов. — Экспансия в другие сферы деятельности
должна привести к появлению нового финансового норматива, к
изменению трансфертной заявки”.
Впечатлил участников форума и новый
широкомасштабный инновационный проект Бурятии по стимулированию
проектной деятельности учителей и руководителей школ на конкурсной
основе, в особенности озвученная А.Дамдиновым сумма из
республиканского бюджета, предусмотренная на стимулирование
победителей конкурса (75 млн. рублей!).
Мнение лидеров инновационного движения в сфере
образования
Ганга Эльмурзаева, ректор института
повышения квалификации учителей Чеченской Республики:
— В Бурятии уровень образовательной системы
достаточно высок как в центре, так и в селе. У вас сообщество
учителей целенаправленно работает над формированием элиты
республики.
Ханафи Гулиев, директор СОШ № 2, г.
Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика:
— В вашей республике многое делается для того,
чтобы укрепить общественную составляющую в управлении системой
образования. И именно в школе зарождается новая благополучная
Бурятия.
Б. Дабаин
Абсолютно инновационный формат
“Блестяще!” — такую высокую оценку презентации
Бурятии на форуме дал ректор ИПОП “Эврика” Александр Адамский.
— Учитывая материалы, выставленные в кулуарах,
ваша республика показала самый высокий класс не только презентации,
но и уровня работы, потому в Бурятии стали образцовыми две
уникальные связки, которые в других регионах вызывают напряжение, —
это взаимодействие регионального и муниципального уровней (везде
войны, а в Бурятии — продуктивное партнерство) и
муниципально-частное партнерство (нигде этого нет и везде жалуются
на всевозможные барьеры), — отметил Александр Изотович. — А здесь
выходит один из руководителей администрации г. Улан-Удэ и делает
заявление, которое производит абсолютный фурор: “Мы решили вопрос с
земельным участком”. Без коррупционных барьеров и проволочек... Я
наблюдал, как Алдара Дамдинова слушали около 40 министров регионов.
Это совершенно другая стилистика. Стилистика развития модернизации
образования... Очень практическая стратегия реализации КПМО.
Абсолютно инновационный формат. Бурятия представила инновационный
образец самой высокой пробы.
В то же время Алдар Дамдинов самокритично, не
скрывая фактов, озвучил болевые точки, которые “высветил КПМО”.
Одна из них — объем неэффективных расходов в общем образовании
составил 1,5 млрд. рублей, в том числе на содержание излишней
численности работников (а их на сегодняшний день порядка 12700
человек). Другая существенная проблема — бремя по оплате труда
педагогов дополнительного образования (а ведь это полномочие
муниципалитетов). Ключевой проблемный вопрос, как выразился Алдар
Валерьевич, — пока не сформировано современное представление о
качестве образования.
Итак, на форуме, где широко и открыто обсуждали
КПМО в регионах, показатели его реализации по каждому из
направлений, эффекты комплексных изменений, наша республика
выглядела достойно. Но, конечно же, высокая оценка труда бурятских
инноваторов, “прокладывающих лыжню”, это и большой аванс на
будущее. А будущее системы образования видится вполне
благополучным. Залог тому — опыт работы образовательных учреждений
в новых финансово-экономических условиях, мобильный, креативно
мыслящий отряд учителей-инноваторов, настроенный на реальные дела,
готовность гражданского сообщества и попечителей и дальше работать,
чтобы школьники республики получали современное и качественное
образование, благополучный инвестиционный климат. И, наконец,
многообещающий, по словам Александра Адамского, тандем президента
Республики Бурятия и исполняющего обязанности министра образования
и науки. Как выразился руководитель “Эврики”, если Вячеслав
Наговицын будет поддерживать инициативы в таком же режиме, то
министерство образования и науки “может стать министерством
интеллектуального развития, и разговор об экономике знаний в
Бурятии может перерасти в реальные дела”. И у нас “есть реальная
возможность сделать нашу школу основой инновационной экономики
страны”.