29 декабря 2008 года
Сотрудничать с «Ростехнологиями»
хотят и олигархи, и зарубежный бизнес
В 2007 году было популярно создавать
госкорпорации. Эксперты скептически отнеслись к этой затее, однако
бизнес отнесся к этому со всей серьезностью и в уходящем году
всячески старался подружиться с госкорпорациями, точнее с одной из
них — «Ростехнологиями». Эта компания, созданная на базе экспортера
российского вооружения — «Рособоронэкспорта», в прошлом году
обзавелась значительным числом солидных партнеров, среди которых не
только капитаны отечественного бизнеса — Алишер Усманов, Виктор
Вексельберг, но и мировые гиганты, такие как Renault, Daimler и
Pirelli.
О создании «Ростехнологий» (Государственной
корпорации по содействию разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции) было объявлено осенью
2007 года, и госкорпорация с первых дней работы начала искать для
себя новые направления деятельности. Возглавленная Сергеем
Чемезовым, другом тогдашнего президента России Владимира Путина,
затеяла в 2008 году ряд амбициозных проектов, непосильных для
частного бизнеса.
Главным достижением «Ростехнологий» стали
заслуги в привлечении зарубежных партнеров для российских
предприятий автопрома. Госкорпорация сумела свести французскую
Renault и АвтоВАЗ, а под занавес уходящего 2008 года убедила
немецкий Daimler купить пакет акций КамАЗа — пока только 10%, но
зато по докризисной цене и с возможностью дальнейшего увеличения
доли. При этом на базе поставщиков АвтоВАЗа госкорпорация начала
создание холдинга автокомпонентов, который сможет занять до 40%
российского рынка. Также машины нужно во что-то «обувать» — и вот
уже на сотрудничество с «Ростехнологиями» польстилась итальянская
Pirelli, до этого несколько лет размышлявшая о приходе в Россию в
качестве производителя. Теперь партнеры строят под Тольятти шинный
завод, который в том числе будет обеспечивать АвтоВАЗ.
Создав структуру, ответственную за российский
авиапром, — ОАК, государство не могло не найти ей и
соответствующего покупателя. Совместно с правительством Москвы
«Ростехнологии» в конце года начали создавать авиакомпанию
«Росавиа» на базе как госактивов в отрасли, так и обанкротившегося
альянса AiRUnion. Новый авиаперевозчик уже намерен побороться за
лидерство с «Аэрофлотом». И хотя это пока лишь зарегистрированное
с небольшим уставным капиталом общество, компания уже вошла в
список из 295 системообразующих предприятий страны.
В горнодобывающей отрасли, казалось бы,
непрофильной для «Ростехнологий», госкорпорация также была
нарасхват. Крупнейшее в мире месторождение меди, Удоканское,
досталось «Металлоинвесту», с которым госкорпорация создает СП для
его разработки. Кроме того, совместно развивать проекты с
«Ростехнологиями» захотел Виктор Вексельберг. Их совместное
предприятие «Русинвестпартнер» проявило интерес к рудным проектам
группы «Метрополь», которая поначалу делала ставку в освоении
полиметаллических руд на иностранных партнеров. Зазывали
«Ростехнологии» даже в производство минудобрений, совместно с
«Сильвинитом» корпорация собиралась осваивать калийные
месторождения.
Но кризис не обошел стороной даже этого столпа,
что немудрено, учитывая немалые долги входящих в госкорпорацию
предприятий. Впрочем, не приходится сомневаться, что Чемезову
помогут. Ряд активов «Ростехнологий» вошли в список
системообразующих предприятий, которым, по крайней мере, обещано
государственное содействие в эти непростые времена, кроме того,
госкорпорация рассчитывает и на прямые вливания.
ДАНИИЛ ШАБАШОВ, ЮЛИЯ
КАРУЛИНА