Пресса

Версия для печати
6 марта 2006 года
ВГТРК «ВЕСТИ БУРЯТИИ»: Интервью Генерального директора ИФК «МЕТРОПОЛЬ» М.В.СЛИПЕНЧУКА

Ведущая: Очередную программу «Телевизионная приемная» мы начинаем в офисе инвестиционной финансовой компании «МЕТРОПОЛЬ». Наш собеседник - ее Генеральный директор Михаил Викторович Слипенчук.

Вопрос: Михаил Викторович, что из себя представляет сегодня инвестиционная финансовая компания «Метрополь»?

Ответ: На сегодняшний день инвестиционная финансовая компания «Метрополь» скорее напоминает инвестиционно-промышленную группу, которая состоит из двух основных больших блоков. Первый, основной, как корень, как стержень, как ствол дерева – финансовый блок, и второй – это блок прямых инвестиций, или фонд прямых инвестиций.

В финансовый блок входят шесть-семь компаний, в том числе сама ИФК «МЕТРОПОЛЬ», которая обладает всеми видами лицензий для работы на российском фондовом рынке, и по активности входит в первую десятку компаний России.

В группу также входит управляющая компания «МЕТРОПОЛЬ», которая имеет лицензию на управление паевыми инвестиционными фондами. На сегодняшний день, их три: фонд акций «Метрополь Золотое руно», «Метрополь Афина» - фонд смешанных инвестиций, «Метрополь Зевс» - фонд облигаций. УК «МЕТРОПОЛЬ» выиграла тендер на управление накопительной частью пенсии и, соответственно, управляет пенсионными деньгами.

В группу также входит коммерческий банк «ОБИБАНК» (Объединенный инвестиционный банк), контрольный пакет которого принадлежит компании «МЕТРОПОЛЬ», а 48,64% акций - Российской Федерации. Вот такой неожиданный состав акционеров. Я считаю, что это результат активной структуризации России в послеельцинскую эпоху.

Кроме того, в группу входит компания «МЕТРОПОЛЬ (UK)». Эта компания, которая лицензируется британской комиссией по ценным бумагам FSA (Financial Services Authority), является членом Лондонской фондовой биржи и служит нашим «западным лицом». Кроме того, в позапрошлом году мы открыли представительство в Токио. На тот момент - первое и единственное официально зарегистрированное представительство компании из России. Там работают два человека – один в Токио, один – в Хиросиме. И сейчас полтора года активной работы начали давать результат. Я надеюсь, что в течение ближайшего полугода японские деньги пойдут на российский фондовый рынок через нас. Во всяком случае, после официального визита Президента РФ Владимира Путина в Японию, который состоялся осенью прошлого года, активность со стороны экономических и финансовых структур Японии серьезно возросла.

Еще летом мы открыли представительство в Париже. Его цель - работа с инвестиционными институтами европейского сообщества.

В декабре прошлого года мы открыли представительство в Каракасе – это далекая Венесуэла, Южная Америка. Цель простая: между Россией и Венесуэлой устанавливаются достаточно тесные дружеские, партнерские отношения как в экономике, так и в политике. Соответственно, наш опыт освоения полезных ископаемых, финансовой работы может быть полезен для Венесуэлы.

Таковы планы ИФК «МЕТРОПОЛЬ», по финансовому блоку. Мы проходим аудит международных аудиторских компаний. Последние пять лет это делает «Интур», до этого три года были «Прайс Уотерхаус». То есть мы достаточно прозрачны.

Собственный капитал финансового блока составляет порядка 100 млн. долларов, активы порядка 600 млн. долларов. Все это не секрет, т.е. можно получить данную информацию в любом статуправлении, как мне кажется.

Услуги, которые оказывает финансовый блок, достаточно универсальны: брокерские услуги по торговле ценными бумагами, (как акциями, так и ценными бумаги с фиксированной доходностью), облигациями на всех площадках, где торгуются российские финансовые инструменты и производные на них.

Второй блок – это инвестиционно-банковское направление, или корпоративное финансирование, то есть привлечение средств под конкретные проекты. Это бывает либо путем размещения на рынке капитала, допустим, IPO, в России или в Лондоне (у нас есть хороший опыт в этом отношении). Либо размещение среди частных инвесторов. Соответственно, второй блок - прямых инвестиций – основан на этой специфике работы нашей компании, ее умении добывать деньги под конкретные проекты.

На сегодняшний день мы работаем с тремя основными большими проектами. Первое – мы строим сейчас крупнейший в России, может быть и в Европе, аккумуляторный холдинг. На сегодняшний день мы сконцентрировали три аккумуляторных завода и завод по переработке цветных металлов, а также научно-исследовательский институт, завод по производству оборудования для аккумуляторного холдинга. Это приблизительно 40% отечественного рынка автомобильных аккумуляторов и около 60% аккумуляторов силовых. Это аккумуляторы для МПС, для телекомов, для РАО ЕЭС России.

Когда мы заходили на эти заводы, они все были в ужасном положении. Зарплату рабочим выдавали аккумуляторами, причем с задержкой. На сегодняшний день, ситуация, конечно, намного лучше. Зарплата выросла больше, чем в 2 раза, и выдается регулярно. Наше кредо – в первую очередь платить заработную плату людям, и только во вторую очередь - платить налоги. Это железно. Все, что остается, мы используем для реорганизации бизнеса. Не секрет, что все производство в России осталось с советского периода. Оно носит устаревший характер, и необходимы инновации, что, в свою очередь, требует больших капиталовложений.

Второй блок – это недвижимость. Мы торгуем недвижимостью в Москве и Московской области. На сегодняшний день мы контролируем больше 100 тысяч метров офисных помещений в Москве, кроме того – выиграли два тендера на строительство 60 тысяч квадратных метров офисных помещений как инвесторы.

И третий блок – это сырьевой. Тот, наверное, который Вас больше всего волнует. Вы знаете о том, что дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» выиграли тендер на освоение четырех месторождений в республике Бурятия, два из которых являются крупнейшими не только в России, но и во всем мире. Они стоят в одном ряду с глобальными месторождениями, например, со свинцово-цинковыми в Иране.

Потребности в цинке и свинце в мире достаточно активно растут - средний рост составляет 20-30% в год. Не секрет, что Россия имеет колоссальные запасы сырья, однако обеспечивает себя по цинку лишь на 28%, свинцом - на 7%. Все остальное мы вынуждены импортировать. 93% свинца мы импортируем из Южной Америки.

Вопрос: Какова роль корпорации «Металлы Восточной Сибири» в становлении металлургической отрасли Бурятии?

Ответ: Бурятия – это часть России, которая является на сегодняшний день заповедной с точки зрения освоения месторождений полезных ископаемых. Это связано со многими причинами. Может быть, потому что республика, к сожалению, значительно удалена от центра политической и экономической жизни России. Отчасти, может быть, потому что здесь расположена величайшая жемчужина мира - озеро Байкал, которое сосредотачивает в себе крупнейшие запасы пресной воды на Земле.

Как я говорил, мы начали создавать аккумуляторную отрасль. Собственно говоря, это нас и натолкнуло на мысль о ресурсах. Мы вынуждены были закупать огромное количество металлов за пределами России, поэтому не могли гарантировать свои поставки, так как зависели от чужих поставок сырья.

Поэтому, когда месторождения стали выставляться на аукционы, мы приняли активное участие в этой работе. Понятно, что ИФК «МЕТРОПОЛЬ» не ставит своей задачей добычу полезных ископаемых. Это было бы в корне неверно в силу того, что основная задача ИФК - финансовая работа. Для подготовки и освоения месторождений мы создали отдельную стопроцентную «дочку» компании «МЕТРОПОЛЬ» - корпорацию «Металлы Восточной Сибири».

Ее сотрудники - высокопрофессиональные люди, которые имеют большой опыт подобной работы еще с советских времен. Мы привлекаем очень сильных консультантов как в России, так и за рубежом. Мы практически закончили предварительное экономическое обоснование освоения Озерного месторождения. Это называется на новом научном языке pre-feasibility study. Делала эту работу одна из ведущих мировых компаний австралийская АМС, к мнению которых прислушиваются международные финансовые институты. В середине февраля они должны представить уже окончательные результаты этого исследования.

К сожалению, выиграв тендер, мы не получили кернов. Это трубочки с минералами, которые достаются из земли при разведке, необходимые, чтобы правильно проанализировать и спрогнозировать рудное тело. Хаос советского времени где-то их затерял, поэтому нам придется дополнительно проводить доразведку Озерного месторождения. Это существенные затраты. Но мы готовы к этому, мы пришли всерьез и надолго.

Для подобной работы мы сейчас и создали компанию «Металлы Восточной Сибири». Закупили оборудование. С весны начнем добуривать в необходимых местах рудное тело для того, чтобы подтвердить запасы. Пока мы получим от австралийской компании обоснование без кернов, т.е. в принципе, не каждый банк реально в это может поверить.

Вопрос: Михаил Викторович, партнерство между государством и частным капиталом – это новомодное явление или же реальный путь к развитию регионов, в частности, Бурятии?

Ответ: Дело в том, что при государственно-частном партнерстве каждая из сторон заинтересована в контроле за использованием средств друг друга. Это значит, что средства будут использованы рачительно, что каждый рубль, потраченный в государственно-частном партнерстве, будет использован максимально эффективно. Наверное, эта тема модна, но на сегодня она еще и очень актуальна для России. Мы использовали, пытаемся использовать такое сотрудничество для освоения Озерного месторождения. Не секрет, что строительство железной дороги от Могзона до Озерного может существенно повысить рентабельность этого производства. Но сама дорога - дорогостоящее сооружение, и стоить она будет приблизительно $ 180 млн. Это существенное вложение средств и, конечно, когда месторождение будет освоено, то дорога останется и будет работать на государство. Поэтому вот такое партнерство ИФК «МЕТРОПОЛЬ» и государства было бы наиболее эффективным. Для ИФК - как для компании, которая берется за освоение этого месторождения. Для государства - поскольку те месторождения, которые будут лежать в зоне освоения этой железной дороги, также могут быть использованы.

Вопрос: Сколько составит общая сумма инвестиций в разработку Озерного месторождения и каким образом будут привлекаться финансы в развитие этого месторождения?

Ответ: Я не смогу вам точно назвать эту цифру в силу того, что мы еще не получили, как я говорил, полное экономическое обоснование. Пока могу говорить только о приблизительных цифрах. Строительство железной дороги обойдется приблизительно в $ 180 млн. Cтроительство горно-обогатительного комбината обойдется, по нашим прикидкам, где-то в $ 300-400 млн. Соответственно, в освоение Озерного месторождения нужно будет инвестировать $ 500-600 млн..

Вопрос: Сейчас ведутся переговоры с китайской стороной...

Ответ: Мы ведем переговоры не только с китайскими компаниями – это только одно из направлений. До этого мы провели серьезные переговоры с японской компанией «Сумитомо Корпорэйшн». Японцы сказали, что ждут от нас pre-feasibility study для того, чтобы вступить в партнерские отношения. Китайскую сторону, видимо, pre-feasibility study менее всего интересует. Видимо, они владеют другой информацией, которой мы еще пока не обладаем. Так что с китайцами переговоры идут.

Мы не хотим запускать в долевое участие иностранные компании, и то, что мы предлагаем сегодня зарубежным партнерам – это оффтейкинговые схемы, когда иностранцы дают кредит вперед под поставку будущего концентрата, под залог акций. Потом акции мы должны будем выкупить у них.

Вопрос: То есть они не участвуют в строительстве комбината?

Ответ: Китайцы предложили свои услуги по строительству. Мы на сегодняшний день им не можем ответить, поскольку будем разрабатывать модель строительства по наиболее выгодным экономическим правилам. Скорее всего, это будет оборудование, закупленное и на Западе, и в России, и если будет выгодно - в Китае.

Вопрос: На каких условиях будет поставляться концентрат в Китай?

Ответ: Мы договариваемся о том, что концентрат будет поставляться по мировым ценам. Здесь никаких особых предпочтений нет. Единственное, что мы можем, - гарантировать поставку концентрата. Это выгодно производителям, поскольку это гарантирует ритмичность работ.

Вопрос: Летом прошлого года компания проводила самостоятельные изыскания на Озерном месторождении. Вносились ли по итогам этих исследований какие-то изменения в лицензионное соглашение?

Ответ: Никаких изменений в лицензионное соглашение не вносилось. Несмотря на то, что есть некоторые сложности с получением материалов, тем не менее, мы обязательно выполняем и будем выполнять условия лицензионного соглашения. Мы идем в соответствии с тем графиком, который был выставлен при приобретении лицензии.

Вопрос: Михаил Викторович, какова ситуация с технико-экономическим обоснованием проекта освоения Озерного месторождения?

Ответ: Как я рассказывал – австралийская компания должна в середине февраля нам предоставить предварительное экономическое обоснование. После этого мы будем обращаться к крупнейшей в мире инжиниринговой компании (пока не буду называть какой), которая даст полное экономическое обоснование и рекомендации непосредственно по самой инфраструктуре освоения месторождения.

Вопрос: В сентябре прошлого года вы впервые были в Бурятии, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.

Ответ: Действительно, в Бурятии я был в первый раз. Но в Сибири не впервые. Я родился в Сибири, правда, не в Восточной, а в Западной, на Алтае. До 17 лет там прожил, а потом поехал в Москву – поступать в Московский университет. Служил я на Дальнем Востоке, соответственно, чуть дальше, чем Бурятия. На Байкале был в первый раз. Конечно, я с огромным нетерпением ждал этой поездки. Впечатления самые хорошие. Особенно мне понравился народ. Очень доброжелательный, теплый и открытый. Мы брали вертолет и облетели почти все месторождения, где мы работаем. Встречались с местными жителями. Поговорили, посетили несколько буддийских дацанов и православных церквей. Чем смогли, помогли и будем помогать.

Меня поразило то, что когда мы прилетели к дацану Сандалового Будды, наш вертолет оказался вторым за последние 14 лет, который побывал в этих местах.. Собственно, он же был и первым, потому что этот же вертолет, с этим же экипажем 14 лет назад впервые побывал там. Местные дети пяти-восьми лет еще никогда в жизни не видели вертолетов. С одной стороны, это свидетельствует о близости местного населения к природе. С другой стороны, мне кажется, надо давать больше возможностей людям, создавать современные условия быта.

Мы планируем строительство Озерного горно-обогатительного комбината, Предприятие будет зарегистрировано в Еравнинском районе, чтобы налоги, которые мы будем платить, шли непосредственно в местную казну, а значит, местные жители смогут сами ощутить преимущества.

Вопрос: Итак, получены лицензии на четыре месторождения. Расскажите, пожалуйста, о Ермаковском месторождении, где добывают бериллий.

Ответ: Ермаковское бериллиевое месторождение является само по себе уникальным. Подобных месторождений в мире больше нет. Уникальность его заключается в том, что бериллий находится в рудном содержании. Есть бериллиевое месторождение в Бразилии, но оно в виде так называемой, пульпы, т.е. в жидком состоянии.

На сегодняшний день месторождение не разрабатывается и не осваивается. Последняя добыча руды состоялась в начале 90-х годов. Процедура была следующая: на Ермаковском бериллиевом месторождении добывалась руда, отправлялась на один из бурятских горно-обогатительных комбинатов, где происходило обогащение. Дальше все транспортировалось в северо-восточный Казахстан, и на одном из комбинатов уже превращалось в металлический бериллий.

С распадом Советского Союза необходимость, а может быть, и возможность освоения этого месторождения подошла к нулю. На сегодняшний день, благодаря усилиям местного населения, все коммуникации, в основном, сохранены. Люди ждут с нетерпением, будет ли осваиваться это месторождение или нет. Для того чтобы его запустить, требуются инвестиции почти на $ 200 млн. Поэтому, прежде чем его осваивать и инвестировать такие ресурсы, необходимо оценить потребности в этом металле в мире.

Основными производителями бериллия на сегодняшний день являются США, частично Казахстан, частично Китай. Россия потребляет где-то порядка 5-10% этого металла. Металл используется в сплаве с медью, образуя так называемую, бериллиевую бронзу, которая используется в высокотехнологичном бизнесе. Это радиоэлектроника, сотовая связь, атомная промышленность. Сейчас мы проводим исследования рынка бериллия: какова тенденция освоения этого металла и существует ли спрос на него. Если исследование покажет, что спрос есть, мы сразу начнем строительство.

С каждым годом интерес к Байкальскому региону нарастает и не только со стороны правительства России, но и всего мирового сообщества. Благодаря озеру Байкал - мировому сокровищу, его первозданной природе. А сегодня люди особенно тянутся к природе. Но самое главное – это все-таки народ, его качества – открытость, дружелюбие и теплота, - во многом связанные с природой и, наверно, с религией.

Мне кажется, что новый год – год красной собаки - принесет людям счастье. Главное - это верить в успех и в удачу.

Дорогие жители республики Бурятии, поздравляю с праздником «Белого месяца». Желаю вам счастья, удачи, спокойствия, благополучия и гармонии в жизни.

Ведущая: Я благодарю Вас за участие в нашей программе. В вашем лице мы видим сильного партнера для нашего народа. Спасибо.




К списку

Архив новостей

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005

Деятельность


География
проектов


Copyrights © 2006. Все права защищены.
Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ»
+7 (495) 221-71-21
г. Москва, ул. Донская, д.13

info@mbc-corp.com