Пресса

Версия для печати
20 августа 2010 года
Вечерний Улан-Удэ (Улан-Удэ): Сибирь - не только сырьевой придаток

Комплексное развитие федерального округа будет проходить на основе не только полезных ископаемых, но и человеческого фактора. Территории за Уралом во все времена рассматривались в Центре как источник природных богатств. Цари «качали» из Сибири «мягкую рухлядь», императоры – золото, генсеки – нефть и алмазы. Никто особо не задумывался о качестве жизни местного населения – напротив, Сибирь была местом каторги и ссылки. Однако на пороге XIX века власть предержащие вдруг озаботились проблемами Сибири. Ещё в 2000 году президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости разработки Стратегии развития сибирских территорий. Причём, как отмечал глава государства, должна быть создана «силами сибирского интеллекта, а не в московских кабинетах». Специально под Стратегию при полпредстве президента РФ в Сибирском ФО был создан Центр стратегических разработок «Сибирь».

БОИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Первая Стратегия, выпущенная в 2002 году, стала предметом яростных баталий между Минэкономразвития РФ и полпредом. Министр Герман Греф предлагал поставить Сибирь в сугубо рыночные условия: неконкурентоспособные отрасли отпадут сами собой, а население сосредоточится вокруг крупных производств и добывающих предприятий. Как говорил тогдашний полпред Леонид Драчевский, если за основу Стратегии будет принят подход команды Грефа, то «через пятьдесят лет между Уралом и Дальним Востоком будет безлюдная территория с небольшими островками населения вдоль Транссиба». Однако принятая в итоге
Стратегия была документом рамочного характера, содержала довольно много общих фраз и определений. Ни один сибирский субъект РФ не получил должного освещения, не получило развития и предложение о необходимости специальных тарифов и налоговых льгот для Сибири, как для более ресурсной части страны. Стало очевидным, что концептуальный документ нуждается в существенной корректировке. Новая Стратегия в итоге явилась далеко не очередной редакцией старого документа. Тем не менее, она сохранила старые положения, но уже в куда более подробном и развёрнутом виде. Как заявил полпред Анатолий Квашнин, возникли принципиально новые вызовы и угрозы. Поэтому многие разделы ранее принятой Стратегии перестали соответствовать текущей
экономической ситуации. Принципиальное отличие новой Стратегии в том, что в ней чётко прописаны приоритеты развития Сибири, документ наполнен конкретными проектами и программами. Их реализация приведёт к формированию устойчивой социально-экономической системы инновационного типа. Но главная её цель – достойный уровень и высокое качество жизни населения, улучшение демографической обстановки.

СЫРЬЕ МОЁ

Безусловно, Сибирь была и остается сырьевой кладовой России. Помимо полезных ископаемых и леса, это ещё и пресная вода. Подчёркивается, что не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только
повышать ценность этого ресурса. Но именно добыча и переработка сырья ставятся во главу угла. – Самые большие проекты в Сибири связаны, в основном, с освоением природных богатств, – заявил господин Квашнин.

Особо подчёркивается, что первоочередное внимание будет уделено глубокой переработке, причём на местах. Для Бурятии особый интерес заключается, прежде всего, в том, что при территориальном зонировании была определена Северо-Бурятская территориально-производственная зона федерального значения. Эта зона вошла в так называемый Северный пояс развития, с которым связаны геоэкономические, геостратегические устремления и приоритеты России. Индустриальное ядро Северо-Бурятской зоны составят крупные промышленные объекты. Это Мокская ГЭС, Озёрный, Ермаковский, Орекитканский, Жарчихинский, Хиагдинский ГОКи, Окино-Ключевской угольный разрез, Муйский, Еравнинский ЛПК, Таксимовский цементный завод. Все эти предприятия входят в крупный инвестиционный проект «Комплексное развитие Забайкалья». Общая сметная стоимость проекта составляет 627,52 млрд руб. Для улучшения связи между севером и центром Бурятии будет построена железная дорога Новоильинский—Озёрный– Таксимо, которая соединит БАМ и Транссиб. Для обслуживания такого проекта к 2020 году разработчики Стратегии видят на севере Бурятии 140–150 тысяч человек. По реализации проекта на территории республики будут построены металлургические комбинаты. Судя по всему, основным оператором проекта станет ИФК «Метрополь» и его дочерняя корпорация
«Металлы Восточной Сибири». Безусловно, все эти проекты уже входят в Программу социально-экономического развития Бурятии, и их включение в Стратегию повысит их важность.

ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ, СВЯЗЬ, ИННОВАЦИИ

Развитие транспортной инфраструктуры, как для перевозки товаров, так и пассажиров, для Сибири – проблема номер один. Разработчики Стратегии особо указывают на то, что негативная роль транспортного фактора является оборотной стороной выгодного экономико-географического положения Сибири. Для Бурятии, занимающей важное стратегическое положение в транспортной системе России, решение этой проблемы особо важно. Аэропорт Улан-Удэ наконец-то получил звание узлового, предусмотрена его
реконструкция. Его вновь стали рассматривать как узел крос-сполярных маршрутов из Азии в Америку. Линия пройдёт от Хатанги до Улан-Удэ. Появится и логистический центр. Также под реконструкцию попадут многострадальные автодороги М-53 и М-54, а также автодорога «Улан-Удэ–Кяхта». Будет построена дорога «Култук–Монды». Электрификации подлежит участок железной дороги
«Улан-Удэ–Наушки». Помимо транспортной проблемы внимание было уделено и связи. Это расширение пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи за счёт строительства новых волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий. А также создание инфраструктуры проводного и беспроводного широкополосного доступа к Интернету на всей территории Сибири.

Модное слово «инновации» не обошло и Бурятию. Здесь точкой роста назначены «оборонка» и авиастроение, основной упор, судя по всему, будет сделан на Улан-Удэнский авиазавод. Создание центров генерации инноваций за счёт формирования «пояса внедрения»
на базе национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, академических центров, их филиалов, наукоградов, технико-внедренческих зон и технопарков тоже не обошло Бурятию.

ПРОРЫВНЫЙ ДОКУМЕНТ?

На фоне прочих программ, концепций и прочего, раньше касавшегося Сибири в целом и Бурятии в частности, нынешняя Стратегия смотрится весьма достойно. Особенно радует, что вновь вернулись к идее кроссполярных перелётов. Любопытно выглядит документ на фоне «Программы сотрудничества России и Китая до 2018 года». Сотрудничество на 2009–2018 гг. между регионами Дальнего
Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР в своё время вызвало ажиотаж в СМИ. Многие стали обвинять российское правительство в том, что оно продало Сибирь и Дальний Восток Китаю. Что наш сосед будет развивать свою экономику за счёт наших природных ресурсов. Бурятские СМИ, в свою очередь, посетовали на то, что в сотрудничестве с КНР наша республика представлена слабовато. Но в итоге все приоритеты расставлены – те договоренности, что есть с Китаем, никто не отменял. Но развивать Сибирь, согласно новой Стратегии, Россия будет, причём, в основном, своими средствами и понимая, что такое национальная экономика и национальная безопасность. Для Бурятии же, начавшей было ныть, что нас опять обделили, в Стратегии отведено вполне достойное место. Здесь не только Байкал и природные ресурсы. Само собой, это и туризм, и развитие инфраструктуры для жизни человека, а не только для добычи природных богатств. В Стратегию вошли турзона «Байкальская гавань», строительство Детской республиканской клинической больницы, реконструкция Республиканской клинической больницы, реконструкция Театра оперы и балета и
Национальной библиотеки. Теперь вряд ли можно сетовать на недостаток внимания.

СПРАВКА

«Стратегия не создана «на коленке»

Полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин в интервью
«Российской газете»: Безусловно, при разработке нового документа учитывались и нереализованные, но по-прежнему актуальные положения первой Стратегии. Также важно было определить направления развития Сибирского округа в соответствии со
стратегическими документами и отраслевыми программами, принятыми на федеральном уровне с 2002 по 2009 годы. Модернизация и перевод экономики на инновационные рельсы невозможны без высоких технологий, внедрения передовых разработок в производство, социальную сферу. Стратегия предусматривает формирование высокотехнологичного сектора через образование инновационно-технологических кластеров. Стратегия не создана «на коленке» группой мечтателей, далёких от жизни. Её готовили учёные, представители крупного бизнеса, руководители органов власти субъектов Федерации, федеральных министерств. Мы учитывали проекты, которые уже выполняются, а также инвестиционные планы крупных и средних компаний. Проведён анализ социально-экономических тенденций в Сибири, России и на мировой арене, сделана оценка перспективных рынков сбыта продукции. Учитывались и возможности финансирования со стороны государства, регионов. Кроме того, это ведь не целевая программа, в которой указано, сколько средств необходимо и как их планируется потратить. В Стратегии предлагается определить в комплексе пути развития Сибири. Установка чётких приоритетов для власти и бизнеса позволит более эффективно реализовать намеченные планы, более рационально распределить силы.




К списку

Архив новостей

2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005

Деятельность


География
проектов


Copyrights © 2006. Все права защищены.
Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ»
+7 (495) 221-71-21
г. Москва, ул. Донская, д.13

info@mbc-corp.com